Анализ состояния и развития конкурентной среды социально значимых приоритетных рынков на территории муниципального образования «Новомалыклинский район» за 2021 год

Анализ состояния и развития конкурентной среды

социально значимых приоритетных рынков на территории муниципального образования «Новомалыклинский район» за 2021 год

Ульяновская область в 2014 году приступила к внедрению Стандарта развития конкуренции в качестве пилотного региона.

Стандарт представляет собой комплекс мероприятий, направленных на улучшение конкурентной среды. Сюда входят совершенствование антимонопольной политики, повышение эффективности защиты конкуренции и защиты прав потребителей в Ульяновской области.

Глубокий анализ социально-экономического положения и потенциала Новомалыклинского района, анализ сильных и слабых сторон, возможностей и потенциальных угроз для развития, определены направления преодоления слабых сторон и негативных факторов, сдерживающих развитие Новомалыклинского района приведен в стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области на период до 2030 года.

В целях содействия развитию конкуренции, улучшения конкурентной среды, повышения эффективности защиты конкуренции и уровня защиты прав потребителей на территории муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области, во исполнения подпункта «а» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № ПР-817ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 05.04.2018 и руководствуясь стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р:

в 2018 году администрацией муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области распоряжениями:

- назначаются ответственные за развитие конкуренции в муниципальном образовании «Новомалыклинский район»;

- формируется перечень ключевых показателей развития конкуренции в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» Ульяновской области к 1 января 2022 года;

в 2019 году администрацией муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области утверждает постановлениями:

- перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Новомалыклинском районе Ульяновской области;

- план мероприятий («дорожную карту») по содействию развитию конкуренции в Новомалыклинском районе Ульяновской области на 2019-2022 годы.

В 2021 году актуализированы:

- план мероприятий («дорожная карта») по содействию развития конкуренции в Новомалыклинском районе Ульяновской области на 2022-2025 годы;

- перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Новомалыклинском районе Ульяновской области;

- ключевые показатели развития конкуренции в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» Ульяновской области к 1 января 2025 года.

Структурные показатели состояния конкуренции в районе

Одним из основных показателей, отражающих состояние конкурентной среды, является динамика числа зарегистрированных организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей в районе. В таблице №1 и Таблице №2 представлены показатели: число предприятий и организаций, зарегистрированных в статистическом регистре хозяйствующих субъектов по муниципальным образованиям Ульяновской области; число индивидуальных предпринимателей по муниципальным образованиям Ульяновской области. На момент проведения анализа состояния и развития конкурентной среды социально значимых приоритетных рынков на территории муниципального образования «Новомалыклинский район» за 2021 год были использованы данные Территориального органа Федеральной государственной статистики по Ульяновской области (далее - Ульяновскстат) на 01.01.2021 года (данные за 2021 год с расшифровкой по муниципальным образованиям отсутствуют).

Исходя из данных таблицы №1 видим, что муниципальное образование «Новомалыклинский район» по числу предприятий и организаций, зарегистрированных в статистическом регистре хозяйствующих субъектов по муниципальным образованиям Ульяновской области на 14 месте, что на одну позицию выше предыдущего отчетного периода. Численность предприятий и организаций в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» кардинально не меняется, однако по данным Ульяновстата на 01.11.2021 года число организаций и предприятий сократилось и составляет ниже уровня 2020 года на 25 организаций. Также можно сказать, что большинство организаций и предприятий занимают стабильную позицию в муниципальном образовании «Новомалыклинский район». Фактором, влияющим на снижение числа предприятий и организаций в 2021 году, может быть не стабильная эпидемиологическая ситуация в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Юридические лица не способные подстраиваться под меняющиеся условия ведения бизнеса перестают существовать.

Таблица № 1

Число предприятий и организаций, зарегистрированных в статистическом регистре хозяйствующих субъектов по муниципальным образованиям Ульяновской области

Муниципальное образование

годы

место среди районов по данным 2020 года

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Город Ульяновск

20577

21273

19180

18877

17486

16347

1

Город Димитровград

3116

3193

2979

2848

2708

2555

2

Город Новоульяновск

234

232

204

207

194

185

16

Базарносызганский район

99

92

73

69

59

57

23

Барышский район

402

398

352

340

336

317

6

Вешкаймский район

167

166

151

147

146

134

19

Инзенский район

388

367

341

340

333

276

8

Карсунский район

250

241

227

234

226

196

13

Кузоватовский район

233

216

199

193

197

178

17

Майнский район

247

245

229

214

221

186

15

Мелекесский район

529

516

436

418

408

376

5

Николаевский район

304

328

339

319

281

255

9

Новомалыклинский район

193

204

196

200

197

191

14

Новоспасский район

303

301

297

306

301

308

7

Павловский район

153

148

139

145

151

152

18

Радищевский район

159

143

136

131

129

123

22

Сенгилеевский район

246

236

230

223

223

226

11

Старокулаткинский район

144

133

132

136

140

131

20

Старомайнский район

335

302

265

236

229

227

10

Сурский район

242

213

199

186

190

152

18

Тереньгульский район

162

148

135

136

134

127

21

Ульяновский район

410

419

400

406

399

380

4

Цильнинский район

263

251

238

241

242

198

12

Чердаклинский район

527

543

520

508

498

506

3


По данным Ульяновскстата на 01.11.2021 года, распределение юридических лиц по формам собственности, учтённых в статрегистре по муниципальному образованию «Новомалыклинский район» следующее: государственная собственность 6 организации; муниципальная 42 организации; частная 74 организации; смешанная российская 2 организации. Из чего следует, что большую долю организаций и предприятий муниципального образования «Новомалыклинский район» занимают организации и предприятия частной формы собственности.

Индивидуальный предприниматель в России - физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Субъект предпринимательской деятельности.

Динамика численности индивидуальных предпринимателей муниципального образования «Новомалыклинский район» в сравнении с другими муниципальными образованиями Ульяновской области представлена в таблице № 2. Численность индивидуальных предпринимателей муниципального образования «Новомалыклинский район» в 2020 году сократилось на 24 единицы по сравнению с 2019 годом. По данным Ульяновскстата на 01.11.2021 года количество индивидуальных предпринимателей в муниципальном образовании составило 187 единиц. По данному показателю муниципальное образование «Новомалыклинский район» находится на 21 месте среди других муниципальных образований «Новомалыклинского района». В данном направлении у муниципального образования «Новомалыклинский район» имеется потенциал.

Снижение численности индивидуальных предпринимателей связано с переходом некоторых из них на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Основной проблемой и барьером для увеличения количества индивидуальных предпринимателей муниципального образования «Новомалыклинский район» является низкая предпринимательская активность населения муниципального образования «Новомалыклинский район».

Для того, чтобы начать свой бизнес, обязательно нужен стартовый капитал. Безработным гражданам муниципального образования «Новомалыклинский район» в рамках государственной программы РФ «Помощь начинающим предпринимателям» центр занятости населения оказывает финансовую помощь в открытии собственного бизнеса. Для многодетных и малоимущих семей в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» запущен и работает экспериментальный проект - социальный контракт, который представляет собой специальный договор, заключаемый между органами социальной защиты населения и многодетной или малоимущей семьей. В рамках этого проекта также оказывается помощь в оформлении статуса индивидуального предпринимателя, в организации личного подсобного хозяйства с последующим превращением его в крестьянско-фермерское хозяйство.

В 2020 году Законом Ульяновской области от 04.06.2020 № 52-ЗО на территории Ульяновской области введён специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Применять данный спецрежим могут физические лица, которые оказывают услуги или продают товары на территории Ульяновской области, не привлекают для этих целей наемных работников и их доход от ведения этой деятельности не превышает 2,4 млн рублей в год.

На 31.12.2021 года в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» зарегистрировано 235 физических лиц, выбравших специальный налоговый режим.

Таблица № 2

Число индивидуальных предпринимателей по муниципальным образованиям Ульяновской области

Муниципальное образование

годы

место среди районов по данным 2020 года

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Город Ульяновск

16568

16480

16889

17289

17638

15920

1

Город Димитровград

2943

2915

2866

2933

2897

2523

2

Город Новоульяновск

450

432

424

438

429

362

15

Базарносызганский район

116

120

127

123

129

104

23

Барышский район

746

748

756

765

760

708

5

Вешкаймский район

366

353

352

353

364

320

16

Инзенский район

556

588

575

582

600

536

6

Карсунский район

504

499

483

473

482

410

12

Кузоватовский район

429

429

430

439

449

419

11

Майнский район

493

481

498

503

528

477

9

Мелекесский район

539

609

636

619

596

517

7

Николаевский район

412

414

400

418

428

405

14

Новомалыклинский район

179

188

194

184

204

180

21

Новоспасский район

496

494

503

506

530

461

10

Павловский район

237

238

236

238

232

213

22

Радищевский район

288

282

282

267

259

233

19

Сенгилеевский район

493

468

482

480

515

408

13

Старокулаткинский район

195

196

189

192

189

175

22

Старомайнский район

387

378

376

380

377

320

16

Сурский район

290

276

286

282

260

249

18

Тереньгульский район

345

348

312

306

301

259

17

Ульяновский район

765

776

807

857

849

711

4

Цильнинский район

542

5514

557

534

511

491

8

Чердаклинский район

791

801

808

815

798

721

3




Таблица № 3

Распределение хозяйствующих субъектов по видам экономической деятельности, учтенных в статрегистре по муниципальному образованию «Новомалыклинский район»

на 01 ноября 2021 года


Сфера деятельности

юридических лиц (включая филиалы)

деятельность граждан (физических лиц)1

Всего

166

187

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

21

45

обрабатывающие производства

18

9

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

0

0

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

4

2

строительство

4

11

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

8

55

транспортировка и хранения

3

35

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

3

5

деятельность в области информации и связи

3

4

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

12

5

деятельность профессиональная, научная и техническая

6

4

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

3

6

государственные управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

18

0

образование

18

1

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

2

0

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

3

0

предоставление прочих видов услуг

40

5

1)Включая глав крестьянских(фермерских) хозяйств; индивидуальных предпринимателей; адвокатов, учредивших адвокатский кабинет; нотариусов, занимающихся частной практикой.


Анализ рынков и достижения ключевых показателей развития конкуренции в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» Ульяновской области на 01.01.2022 года представлен ниже.

1. Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами:

По состоянию на 1 января 2022 года в реестре поставщиков, занимающихся фармацевтической деятельностью на территории Новомалыклинского района Ульяновской области, числится 0 организаций. Функционирует 2 объекта розничной торговли и 1 аптечный пункт выдачи льготных лекарств. Обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами жителей населенных пунктов осуществляется через ФАПы (13 ФАПов) негосударственной (немуниципальной) организацией «Санитас». Объекты розничной торговли без участия государства и муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области.

Административных барьеров входа на рынок нет. Экономическими барьерами входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами являются низкий уровень покупательской способности населения муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области, удаленность населенных пунктов, отсутствие квалифицированных кадров. В связи с низким оборотом лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, содержание аптек является не рентабельным. В целях привлечения на территорию района негосударственных (немуниципальных) организаций проводились встречи и собеседования с представителями аптечных сетей города Самара, Ульяновск, Тольятти.

2. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления:

12 апреля 2021 года стартовала заявочная кампания по приобретению путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 65 заявлений было подано через портал организации отдыха и оздоровления в такие загородные лагеря как «Хоббит», «Звездочка», «Радон», «Центр патологии речи». (9 заявлений подано за частичную стоимость).

Летом 2021 года на территории МО «Новомалыклинский район" при ОО функционировали 12 школьных лагерей (533 чел.) и 2 лагеря труда и отдыха (30 чел.).

1 смена с 01.06.2021-22.06.2021 (Структурное подразделение МОУ Новомалыклинская СОШ Станционноякушкинская ООШ -40 человек, МОУ Новочеремшанская СШ - 70 человек, МОУ Высококолковская СШ - 20 человек, МОУ Среднеякушкинская СОШ - 40 человек, Филиал МОУ Новочеремшанской СШ в селе Вороний Куст - 25 человек, МОУ Старобесовская ООШ - 12 человек, МОУ Абдреевская НОШ - 16 человек, МОУ Среднесантимирская СОШ - 38 человек, МОУ Верхнеякушкинская ООШ - 32 человек, МАУ ДО Детско-юношеская спортивная школа - 30 человек) 10 школьных лагерей - 323 детей.

2 смена с 01.07.2021 -21.07.2021 ( МОУ Новочеремшанская СШ - 65 человек, МОУ Новомалыклинская НОШ - 75 человек, лагерь труда и отдыха при МОУ Новомалыклинской СОШ - 20 человек и лагерь труда и отдыха при МОУ Новочеремшанская СШ - 10 человек) 2 школьных лагеря и 2 лагеря труда и отдыха - 170 детей.

3 смена с 02.08.2021 -22.08.2021 (МОУ Новомалыклинская СОШ- 70 человек), 1 школьных лагеря -70 детей.

На территории Новомалыклинского района Ульяновской области осуществляет деятельность 1 негосударственная организация отдыха и оздоровления детей.

Основными административными и экономическими барьерами входа на рынок услуг детского отдыха и оздоровления являются: отсутствие тарифов на услугу организации отдыха и оздоровления детей; низкая предпринимательская активность населения муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области на рынке услуг детского отдыха и оздоровления. С 2020 года ко всем перечисленным барьерам прибавилась неблагоприятная эпидемиологическая ситуация.

3. Рынок услуг дополнительного образования детей:

По состоянию на 01.01.2022 года в системе дополнительного образования Ульяновской области дополнительные общеразвивающие программы реализуют:

2 организации, подведомственные Министерству образования и науки Ульяновской области (Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детская юношеская спортивная школа Новомалыклинского района, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новомалыклинский районный центр внешкольной работы "Алые паруса");

1 организации, подведомственные Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области (Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новомалыклинская детская школа искусств);

1 негосударственная организация дополнительного образования (индивидуальный предприниматель), осуществляющий образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам;

8 общеобразовательных организаций и 1 дошкольные образовательные организации, которые имеют лицензию на осуществление образовательных услуг по дополнительным общеразвивающим программам.

Количество детей, получающих услуги по реализации дополнительных общеразвивающих программ на территории муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области, составляет 63 % в возрасте от 5 до 18 лет.

Дополнительное образование детей ведётся по 6 направлениям: технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, физкультурно-спортивной, художественной.

На 2021-2022 годы приоритетными направленностями остаются техническая и естественнонаучная, но дополнительные общеобразовательные программы по естественнонаучным и техническим направленностям разрабатываются в соответствии с приоритетными направлениями технологического развития: робототехника, медиа-студии, программы на развитие навыков профессионального образования, биологические, физико-химические, эколого-биологические и др.

В 6 школах муниципального образования реализовываются программы дополнительного образования детей через созданные центры развития образования цифрового и гуманитарного профиля «Точки роста».

Административных барьеров нет. Экономическими барьерами входа на рынок являются низкий уровень покупательской способности населения муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области, удаленность населенных пунктов и низкая предпринимательская активность населения муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области на рынке услуг дополнительного образования детей.

С 2020 года ко всем перечисленным барьерам прибавилась неблагоприятная эпидемиологическая ситуация.

4. Рынок добычи общераспространённых полезных ископаемых на участках недр местного значения:

В Ульяновской области в реестре лицензий на право пользования недрами, содержащими месторождения общераспространённых полезных ископаемых, числится 71 недропользователь. Выдано 78 лицензий на пользование участками недр местного значения, содержащими общераспространённые полезные ископаемые. Все недропользователи являются хозяйствующими субъектами частной формы собственности.

Новомалыклинский район богат такими полезными ископаемыми как глина, песок, нефть. В настоящее время ведется разработка углеводородного сырья - нефти, добычу ведут Ульяновский филиал ПАО НК «Русснефть».

Кроме того, имеются следующие месторождения:

Песок для силикатных изделий:

Новочеремшанское месторождение, мощность пласта 3,6-25,5 м, запасы -1400 тыс. т.

Песок строительный:

Верхнеякушкинское месторождение, мощность пласта 3,7-5,0 м, запасы 400 тыс. т.; Красноярское месторождение, мощность пласта 3,7 м, запасы 200 тыс. т.; Старобесовское месторождение, мощность пласта 5,0 м, запасы 400 тыс. т.

Керамзитовые глины:

Елховокустинское месторождение, мощность верхнего пласта цветной глины 3,4 - 17,4 м, запасы 877 тыс. т. мощность нижнего пласта темно-серой глины 5,9-14,0 м, запасы 2289 тыс.т.

Глины и суглинки для грубой керамики:

Верхнеякушкинское месторождение, мощность пласта 0,9 - 19,4 м, запасы 400 тыс. тонн.; Новобесовское месторождение мощность пласта 3,5 - 6,9 м, запасы 838 тыс. тонн.

На рынке добычи общераспространённых полезных ископаемых на участках недр местного значения отсутствуют существенные ограничения вхождения на рынок потенциальных конкурентов. Одной из основных задач, решение которой направлено на увеличение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке, является их информирование по вопросам, связанным с размещением месторождений, их запасами и возможностью вовлечения месторождений в стадию освоения.

В муниципальном образовании «новомалыклинский район» Ульяновской области не зарегистрировано ни одного муниципального предприятия, осуществляющего добычу полезных ископаемых.

Основные административные и экономические барьеры входа на рынок: отсутствие механизмов административной, инфраструктурной и финансовой поддержки инвестиций в разработку месторождений; незаинтересованность органов местного самоуправления в развитии недропользования на своих территориях (налог на добычу полезных ископаемых по федеральным полезным ископаемым составляет 60% в областной бюджет и 40% в федеральный бюджет, по региональным полезным ископаемым - 100% в областной бюджет); значительные капитальные затраты или объёмы первоначальных инвестиций, которые необходимы для разработки месторождений при длительных сроках окупаемости этих вложений.

5. Рынок теплоснабжения (производство тепловой энергии):

На территории муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области в сфере теплоснабжения (производство тепловой энергии) осуществляют деятельность: 1 негосударственная теплоснабжающая организация и с 01.10.2021г. в связи с уходом негосударственной теплоснабжающей организации с рынка теплоснабжения 1 муниципальная теплоснабжающая организация.

В 2021 году успешное завершение отопительного сезона 2020-2021гг.

При подготовке, мониторинге, контроле готовности к отопительному сезону 2021-2022гг. Кроме информационной помощи негосударственным теплоснабжающим организациям муниципального образования «Новомалыклинский район», в октябре 2021 года необходимо было срочно заменить одну из негосударственных теплоснабжающих организаций в связи с её уходом с рынка теплоснабжающих организаций муниципального образования «Новомалыклинский район». В этой связи функции негосударственной теплоснабжающей организации в срочном порядке были возложены на муниципальную организацию, чтобы не возникло перебоев с теплоснабжением в отопительном сезоне 2021-2022гг.

Регулярно проводится мониторинг обращений граждан по вопросам сохранения объёмов поставок тепловой энергии до потребителей.

Основная проблема рынка теплоснабжения (производство тепловой энергии) необходимость полной модернизации оборудования объектов теплоснабжения.

6. Рынок услуг по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов:

В 2019 году Новомалыклинский район Ульяновской области перешел на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Определен региональный оператор 4-ой зоны территориальной схемы обращения с отходами. Проблематика рынка по сбору и транспортированию ТКО обуславливается отсутствием у муниципального образования «Новомалыклинский район» финансирования на обустройство мест (площадок) накопления ТКО. Доля хозяйствующих субъектов частной формы собственности на рынке услуг по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов - 100%.

С 1 января 2019 года услугу по сбору и транспортированию ТКО имеют право оказывать только выбранные региональные операторы, прошедшие конкурсный отбор.

7. Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме:

На территории Новомалыклинского района Ульяновской области в сфере управления многоквартирными домами деятельность осуществляют лицензиаты, в том числе осуществляющие работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. По состоянию на 01.01.2022 в реестре лицензий значатся 2 лицензиата (частной формы собственности). Проблемой рынка является отказ управляющих организаций от управления многоквартирными домами при несоблюдении условий внесения изменений в реестр лицензий в части исключения многоквартирных домов из реестра и официального расторжения договора управления, выявленный в ходе осуществления надзорной деятельности. Вид деятельности «управление многоквартирными домами» является лицензируемым, таким образом, при соблюдении соискателем лицензий требований, установленных федеральным законодательством, административные и экономические барьеры на рынке отсутствуют.

По состоянию на 01.01.2022 года в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» не зарегистрировано ни одной муниципальной организации, выполняющей работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

8. Рынок поставки сжиженного газа в баллонах:

На основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 21.11.2008 № 606-пр «О поставках сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения Ульяновской области» и в соответствии с приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.02.2005 № 16 «Об организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации и на экспорт» утверждается перечень уполномоченных газораспределительных организаций по обеспечению поставки сжиженного углеводородного газа.

На территории Ульяновской области в сфере поставок сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения осуществляют деятельность 3 уполномоченные газораспределительные организации частной формы собственности - общество с ограниченной ответственностью «Сириус», общество с ограниченной ответственностью «Ника» и индивидуальный предприниматель Носков В.В.

На территории муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области в сфере поставок сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения осуществляет деятельность уполномоченная газораспределительная организация частной формы собственности - ООО «Сириус».

На территории муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области в сфере поставок сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения осуществляет деятельность уполномоченная газораспределительная организация частной формы собственности.

В Новомалыклинском районе нет ни одного села, в котором бы не было системы центрального газопровода и только 1,4% от всех домовладений являются потребителями сжиженного углеводородного газа в баллонах (в основном дачники).

В качестве основного барьера, затрудняющего и ограничивающего хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке поставок сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населению Ульяновской области, можно отнести отсутствие регулирования оптовых цен на сжиженный углеводородный газ, реализуемый для бытовых нужд населения, при сохранении контроля над розничными ценами на баллонный и емкостной газ для бытовых нужд населения. Возникшая разница между нерегулируемой оптовой и регулируемой розничной ценой не обеспечивает прибыльность уполномоченным газораспределительным организациям.

9. Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ульяновской области:

Согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного на официальном сайте налоговой инспекции, на территории муниципального образования «Новомалыклинский район» зарегистрировано 4 индивидуальных предпринимателя с основным видом деятельности «Деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем» (ИП Ахметзянов Ф.Х., ИП Иванова Н.О., ИП Сельмакова Л.В.) доля негосударственных перевозчиков на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси составляет 100%.

На рынке такси Новомалыклинского района не используются «агрегаторы такси», которые, по сути, не являются перевозчиками, а выступают как диспетчерские службы, которые посредством использования платформ предоставляют потребителям дополнительное качество - географическое позиционирование, оптимальную маршрутизацию и сокращение времени ожидания. Вместе с тем такая схема организации бизнеса в сфере такси помимо снижения стоимости на рынке данной услуги, одновременно снижает уровень безопасности перевозок пассажиров. Приход на рынок классических таксомоторных парков, которые бы имели собственный подвижной состав и выполняли обязательства по страхованию перевозимых пассажиров, затруднителен, в связи с невозможностью конкурирования в ценовом сегменте из-за увеличения себестоимости поездок при выполнении всех требований законодательства. Кроме того, в сегменте такси активно «работают» нелегальные перевозчики, доля которых на сегодняшний день хоть и уменьшается, но остаётся довольно высокой.

10. Рынок лёгкой промышленности

 

На сегодняшний день предприятия лёгкой промышленности в Ульяновской области испытывают трудности, связанные с неконкурентоспособностью продукции. Рынок лёгкой промышленности заполнен дешёвой продукцией из стран Азии, а также большим количеством контрафактной продукции. Ввозятся товары без уплаты не только пошлин, но и налога на добавленную стоимость. Предприятия лёгкой промышленности испытывают дефицит капитала на развитие и модернизацию производства. Спрос на продукцию в связи с кризисным состоянием экономики существенно снижается, существует недостаток квалифицированных рабочих.

В настоящее время доля частного сектора на рынке лёгкой промышленности в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» Ульяновской области составляет 100 %

11. Рынок обработки древесины и производства изделий из дерева:

Лесопромышленный комплекс обладает огромным потенциалом и возможностью оказывать существенное влияние на развитие района. О надежном техническом потенциале малых предприятий свидетельствует, наличие у них трудовых и сырьевых ресурсов, способности производить конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынка. В настоящее время продукция 1 организации и 3 индивидуальных предпринимателей лесопромышленного комплекса Новомалыклинского района реализуется на внутренний рынок. Доля частного сектора в сфере производства по обработке древесины и производства изделий из дерева, кроме мебели в 2021 году составила 100%.

Административные барьеры выхода на рынок отсутствуют. Развитие большинства малых предприятий тормозит недостаток собственных средств, а также сложности с получением заемных средств. Непомерные процентные ставки и краткосрочный характер кредита делают условия невыгодными для предприятий малого бизнеса.

12. Рынок услуг связи, в том числе по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

В настоящее время из 28 населённых пунктов Новомалыклинского района уверенный сигнал сотовой связи присутствует во всех населённых пунктах.

Уверенную зону покрытия сотовой связи в населённых пунктах Новомалыклинского района обеспечивают все присутствующие на территории Ульяновской области операторы сотовой связи.

Также необходимо отметить, Новомалыклинский район участвует в реализации Регионального проекта «Информационная инфраструктура» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» (реализация проекта с 2019 по 2021гг) в рамках которого запланировано подключение к широкополосному доступу к сети «Интернет» 27 социально-значимых объекта, в том числе к проводному широкополосному доступу к сети «Интернет» посредством волоконно-оптических линий связи 18 социально-значимых объектов Новомалыклинского района. В 2020 году к широкополосному доступу к сети «Интернет» подключено 5 социально-значимых объектов муниципального образования «Высококолковское сельское поселение», в 2021 году подключено 6 объектов социальной сферы муниципального образования «Среднеякушкинское сельское поселение».

1. Доля домохозяйств, имеющих возможность пользоваться услугами проводного или мобильного широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на скорости не менее 1 Мбит/сек, предоставляемыми не менее чем 2 операторами связи, на начало 2021 года составляет 97%.

2. Доля населенных пунктов в общем числе населенных пунктов, имеющих устойчивый доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» равна 85%.

На 2021 год доля хозяйствующих субъектов частной формы собственности на рынке услуг связи, в том числе по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», составляет 100%.

Количество организаций, предоставляющих услуги интернет-связи, на территории Новомалыклинского района не достаточное.

Рынок услуг связи по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее -услуги связи) характеризуется достаточно высокими первоначальными вложениями и длительной окупаемостью инвестиций при отсутствии соответствующей инфраструктуры. При действующих высоких ставках по кредитам хозяйствующие субъекты не готовы оказывать свои услуги в отдалённых населенных пунктах района и развивать инфраструктуру связи за счёт заёмных и собственных средств.

Нормативное правое регулирование отрасли отличается высоким непостоянством и непредсказуемостью, что влечёт за собой значительные риски и делает невозможным долгосрочное планирование.

Отмечается неравномерное распределение организаций, оказывающих услуги связи, вследствие высоких капитальных затрат и низкой рентабельности услуг связи в отдалённых населенных пунктах района.

13. Рынок ремонта автотранспортных средств:

Рост парка автомобилей предъявил повышенные требования к функционированию и развитию такой отраслевой группы бытовых услуг как услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, а также отдельных видов услуг: шиномонтаж и т.п. Основное направление на удовлетворение потребностей, связанных с поддержанием нормального технического состояния и эксплуатационных характеристик автотранспортного средства. Быстрый рост автопарка свидетельствует о том, что резервы роста этого направления сферы услуг далеко не исчерпаны. Автосервис - одна из наиболее динамичных и быстро развивающихся отраслей сферы услуг.

В Новомалыклинском районе 5 автосервисов и доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по ремонту автотранспортных средств составляет 100%.


14. Рынок розничной торговли


На территории муниципального образования «Новомалыклинский район» функционирует 59 объектов розничной торговли, 7 предприятий общественного питания(кафе) на 150 мест.

Обеспеченность населения площадью торговых объектов (постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 754"(в ред. постановления Правительства РФ от 6 сентября 2016г.№885), ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Обеспеченность населения муниципального образования «Новомалыклинский район» площадью стационарных торговых объектов

Норматив минимальной обеспеченности населения МО площадью стационарных торговых объектов, кв. м на 1000 человек

Фактическая обеспеченность населения МО площадью стационарных торговых объектов, кв. м на 1000 человек

Уровень обеспеченности населения МО площадью стационарных

торговых объектов, %

Суммарный норматив

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

Суммарный норматив

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

Суммарный норматив

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

345

119

226

936,8

572,1

364,7

271,5

480,7

161,4

1. Площадь стационарных торговых объектов - всего, кв.м.___12149,3____

2. Площадь стационарных торговых объектов по продаже продовольственных товаров, кв.м.____7419,5_____

3. Площадь стационарных торговых объектов по продаже непродовольственных товаров, кв.м.____4729,8_____

4. Численность населения, чел. ___12968____

Обеспеченность населения площадью торговых объектов местного значения (постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 754"(в ред. постановления Правительства РФ от 6 сентября 2016. г.№885), ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

 

Обеспеченность населения сельских поселений муниципального образования «Новомалыклинский район» площадью торговых объектов местного значения

 

Поселение

Норматив минимальной обеспеченности населения поселения площадью торговых объектов местного значения (единиц)

Фактическая обеспеченность населения поселения площадью торговых объектов местного значения (единиц)

Уровень обеспеченности населения поселения площадью торговых объектов местного значения, %

1.

Новомалыклинское с/п

2

15

750,0

2.

Новочеремшанское с/п

2

15

750,0

3.

Высококолковское с/п

2

6

300,0

4.

Среднеякушкинское с/п

2

6

300,0

5.

Среднесантимирское с/п

2

4

200,0

Однако потребительский рынок муниципального образования решает не весь комплекс задач, он мало ориентирован на наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности при гарантированном качестве.

Выполнение плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Новомалыклинском районе Ульяновской области на 2022-2025 годы за 2021 год и Отчет о достижении ключевых показателей развития конкуренции в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» Ульяновской области за 2021 год представлены в приложении к Анализу состояния и развития конкурентной среды социально значимых приоритетных рынков на территории муниципального образования «Новомалыклинский район».


Глава администрации муниципального

образования «Новомалыклинский район»                                                       Пуреськина А.Д.