Анализ состояния и развития конкурентной среды социально значимых приоритетных рынков на территории муниципального образования «Новомалыклинский район»

В Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области на период до 2030 года (далее Стратегия - 2030), проведен глубокий анализ социально-экономического положения и потенциала Новомалыклинского района, анализ сильных и слабых сторон, возможностей и потенциальных угроз для развития, определены направления преодоления слабых сторон и негативных факторов, сдерживающих развитие Новомалыклинского района.

Анализ достижения целевых показателей плана мероприятий по содействию развития конкуренции на рынках товаров и услуг на территории МО «Новомалыклинский район» и итоги мониторинга состояния и развития конкурентной среды социально значимых и приоритетных рынков на территории муниципального образования по итогам 2017 года представлены ниже.

Рынок услуг дошкольного и дополнительного образования детей:

- 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3-7лет;

- доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет составила 69%;

  • удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования - 64%;

Рынок услуг детского отдыха и оздоровления:

- численность детей в возрасте от 7 до 17 лет, проживающих на территории Новомалыклинского района и воспользовавшихся компенсацией части стоимости путёвки по каждому типу организации отдыха детей и их оздоровления, в общей численности детей этой категории, отдохнувших в организациях отдыха детей и их оздоровления соответствующего типа, процентов в том числе:

- стационарный детский лагерь - 14%;

- лагерь с дневным пребыванием - 60%.

Сфера культуры:

В рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию конкуренции на рынках товаров и услуг в Новомалыклинском районе Ульяновской области в сфере культуры муниципального образования «Новомалыклинский район» были запланированы следующие мероприятия:

1.Модернизация инфраструктуры сферы культуры и искусства муниципального образования «Новомалыклинский район»;

2.Содействие в сфере развития творческих индустрий;

3.Содействие развитию проектов в сфере культуры, не муниципальными организациями.

В 2017 году, в рамках реализации данной «дорожной карты», проведены следующие мероприятия:

1. Четыре сельских дома культуры приняли участие в проекте развития муниципальных образований подготовленных на основе местных инициатив граждан. Так в результате победы проектов подготовленных на основе местных инициатив граждан отремонтированы четыре учреждения культуры, это Елховокустинский сельский клуб, Старотюгальбугинский сельский клуб, Старобесовский сельский клуб, Среднеякушкинский сельский дом культуры.

2. В планах ремонтных работ определены следующие приоритеты по СДК:

Строительство:

2018 - В рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года» планируется строительство Среднесантимирского сельского Дома культуры.

В 2018 году планируется ремонт Станционноякушкинского сельского клуба, Александровкого сельского клуба, Нижнеякушкинского сельского клуба.

В 2019 и 2020 годах планируется ремонт в Старосантимирском сельском клубе и Высококолковском сельском доме культуры, соответственно.

3. В рамках стимулирования развития бизнеса в сфере культуры и повышения уровня обеспеченности населения услугами учреждений культуры, в 2016 году, в результате участия во втором этапе конкурса по поддержке кинотеатров в населенных пунктах Российской Федерации с количеством жителей менее 100 тысяч человек (Приказ Фонда кино «Об утверждении получателей средств в целях создания условий для показа национальных фильмов в населенных пунктах Российской Федерации с численностью населения до 100 тысяч человек»), МУК «ЦкиД «Радуга» Новомалыклинского района Ульяновской области стал победителем. Получен грант на сумму 5 000 000,00 рублей на оснащение кинозала современным оборудованием. В настоящее время оборудование установлено. Открытие цифрового кинозала состоялось 1 февраля 2017 года.

В рамках реализации проекта партии «Единая Россия» «Местный дом культуры», в соответствии с распоряжением Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области № 5 от 11.01.2017 муниципальному учреждению культуры «Центр культуры и досуга «Радуга» выделено 2634,3 тыс. рублей на укрепление материально-технической базы. Выделенные субсидии освоены на 100%. Приобретены и смонтированы кресла в зрительном зале в количестве 364 штуки; смонтирована тепловая и вентиляционная системы в зрительном зале; приобретены и поставлены 2 компьютера в сборе, мультимедийный проектор, экран; приобретена мебель, два баяна, а денежные средства, полученные в виде экономии в результате проведения торгов на закупку кресел в зрительный зал МУК ЦКиД «Радуга» направлены на приобретение дополнительной аудио и свето-аппаратуры.


В результате проведенных мероприятий целевые показатели плана мероприятий по содействию развития конкуренции на рынке услуг в сфере культуры составили:

-доля расходов бюджета муниципального образования «Новомалыклинский района», выделяемых на софинансирование деятельности организаций всех форм собственности в сфере культуры, 11,9%;

-увеличение количества творческих предпринимателей в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» составляет 102%.

Одним из пунктов реализации «майских» Указов Президента является доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях. Плановый показатель в 2017 году по этому направлению - увеличение до 7% (или 198 детей). По состоянию на 01.01.2017 года к участию в конкурсных мероприятиях привлечено 216 детей, что составляет 7,62 % от общей численности детей, проживающих на территории муниципального образования «Новомалыклинский район». По итогам года данный показатель исполнен в полном объеме.

Розничная торговля.

Потребительский рынок района решает комплекс задач, ориентированных на наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности при гарантированном качестве. В последние годы торговля - одна из наиболее успешно развивающихся сфер экономики района.

Сфера потребления является индикатором благополучия населения.

Так доля оборота розничной торговли в муниципальном образовании «Новомалыклинский район», осуществляемой на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» - 11,8%.

Данное направление в развитие конкуренции в сфере торговли является наиболее проблемным в силу того, что территориальная близость г. Димитровграда (30км) и малая численность населения района предопределили отсутствие розничных рынков на территории Новомалыклинского района. Население района обслуживается на рынке и ярмарках г. Димитровграда. Численность организованных ярмарок всего в 2017 году на 11 больше чем в 2016 году, сельскохозяйственных в 4раза. Всего в 2017 году проведено 21 ярмарок, в т.ч. сельскохозяйственных - 16.

В настоящее время в каждом селе района определены постоянные места для проведения ограниченных по времени ежедневных ярмарок, определены схемы размещения нестационарных торговых объектов. В числе первоочередных задач развития рынка торговли:

- содействие в развитии данной деятельности;

- обеспечение населения муниципального образования «Новомалыклинский район» площадью торговых объектов в соответствии с нормативами минимальной обеспеченности площадью торговых объектов, кв.м. на 1000 человек населения составляет 345кв.м.(увеличилось на 26кв.м. по сравнению с 2016 годом).

На территории района функционирует 77 торговых точек розничной торговли общей площадью 12000 кв.м. Фактическая обеспеченность населения площадью стационарных и нестационарных торговых объектов, а также площадью торговых объектов местного значения превышает установленные постановлением Правительства Ульяновской области от 25.01.2017 № 39-П «Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Ульяновской области» нормативы.

В сфере торговли Новомалыклинского района преобладает негосударственный сектор- 99,4%. Оборот розничной торговли на 60% формируется потребительской кооперацией. Новомалыклинский район - единственный муниципалитет в области, где потребительская кооперация не только сохранена, но и успешно развивается. Сегодня сеть потребительской кооперации представлена 33 магазинами, 1 столовой, 3 кафе. В районе нет ни одного населённого пункта, где бы не было стационарного объекта торговли. Магазины системы потребительской кооперации работают круглосуточно.

По итогам 2017 года на территории района в сфере торговли зарегистрировано 67 хозяйствующих субъектов (в том числе 45 -индивидуальные предприниматели), их число в 2017 году увеличилось на 7.

Рост товарооборота за январь - ноябрь 2017 года составил 110,7%. В абсолютном выражении по крупным и средним предприятиям он составляет 446,2 млн. рублей.

Таким образом, к факторам, сдерживающим развитие конкуренции в сфере торговли на территории муниципального образования, можно отнести:

-территориальная близость г. Димитровграда, где шире представлена торговая сеть (наличие федеральных сетей, наличие торговых объектов по продаже специализированного ассортимента);

-15% населения работают за пределами муниципального образования (г. Димитровград, г. Ульяновск);

-недостаточный ассортимент некоторых видов товаров (бытовой техники, хо.зтоваров, посуды).

Рынок услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры характеризуются высоким уровнем износа, низким коэффициентом полезного действия и использования мощностей, большими потерями. На протяжении последнего десятилетия капитальный ремонт, модернизация и материально-техническое обеспечение объектов ЖКХ осуществлялось по остаточному принципу. Несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия, проблема воспроизводства основных фондов жилищно-коммунального хозяйства не решена.

Основной внутренней угрозой для устойчивого развития муниципального образования «Новомалыклинский район» является проблема водоснабжения сёл, что оказывает негативное влияние на качество жизни населения района и соответственно на его численность. Дефицит мощностей по производству питьевой воды негативно сказывается на обеспечении ею как частного, так и производственного сектора района. Анализ состояния системы водоснабжения показал, что основными проблемами в этой сфере являются:

-дефицит мощностей производства питьевой воды;

-отсутствие современной технологии очистки воды;

-физическая и моральная изношенность водопроводных сетей.

По состоянию на 01 января 2017 года распределительная система водоснабжения сельских поселений муниципального образования «Новомалыклинский район» включает в себя 44 водозаборов (артезианских скважин), 6,3 км. напорных водоводов, 26 водопроводных башен, 181 км. водопроводных сетей.

Водопроводные сети в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» значительно изношены, износ составляет 52%. Так 2017 году проведен капитальный ремонт системы водоснабжения в с. Средняя Якушка, в 2018 году запланирован ремонт системы водопровода в с. Высокий Колок и замена водопроводной башни в с. Средний Сантимир. В 2017 году ООО «Водолей» отказался от обслуживания 95% водопроводных сетей. Обслуживание было передано Муниципальному автономному учреждению «Управление муниципальным хозяйством», тем самым в сфере производства и распределения воды конкуренция отсутствует.

Ещё одной внутренней угрозой для устойчивого развития муниципального образования «Новомалыклинский район» является проблема обеспеченности жильём населения. Общая площадь жилищного фонда сельских поселений на 01.01.2017 года составляет 441537 кв.м, в том числе:

  • многоквартирные жилые дома - 128059 кв.м (29,0 %);

  • индивидуальные жилые дома -311813в.м, (70,6%).

Обеспеченность жильём в 2017 году составила 31,5 кв.м в расчёте на одного сельского жителя. На 01 января 2018 года признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий 66 сельских семей.

Также анализ современного состояния жилищного комплекса Новомалыклинского района выявил следующие проблемы:

- крайне низкий уровень инженерного обеспечения ряда сельских поселений (обеспеченность газом - 89%, водопроводом - 60%, центральным отоплением - 76%, системами водоотведения - 30%);

- неспособность большого количества сельского населения за свой счёт улучшать жилищные условия;

- неудовлетворительное состояние жилищного фонда в основном в малолюдных населённых пунктах (экспертная оценка);

- недостаточное финансирование жилищного строительства и капитального ремонта жилья за счёт средств бюджета.

Несмотря на имеющиеся проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве района, целевые показатели плана мероприятий по содействию развития конкуренции на рынке услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства были достигнуты. Так на территории МО «Новомалыклинский район» ведут свою деятельность 2-е управляющие компании ООО «Управляющая компания Новая Малыкла» и ООО «Новочеремшанская управляющая компания», которые имеют лицензии (доля управляющих организаций, получивших лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами - 100%). Все управляющие компании зарегистрированы в ГИС ЖКХ, где проводят раскрытие информации о своей деятельности (объём информации, раскрываемой в соответствии с требованиями государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, об отрасли жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Новомалыклинский район»- 100%). Управлением ТЭР, ЖКХ, строительства и дорожной деятельности на ежедневной основе проводится мониторинг состояния жилищно-коммунального хозяйства района и деятельностью управляющих компаний, жалобы со стороны населения отсутствуют.

Развитие конкуренции при осуществлении процедур государственных и муниципальных закупок.

Анализируя и подводя итоги муниципальных закупок за 2017 год, следует отметить, что 90% всех проведенных электронных аукционов были размещены с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства. Сумма заключенных муниципальных контрактов с ними составляет 11,61 млн. рублей. Своевременно размещены планы закупок и планы-графиков на 2018 год муниципальными заказчиками, что позволяют потенциальным поставщикам, исполнителям и подрядчикам вовремя отследить размещенные конкурентные процедуры и принять в них участие. Среднее количество участников закупок по итогам конкурентных процедур составило по району 2,81, целевой показатель на 2017 год был определен не менее 3 ед. процедур. В основном наименьшее количество заявок и несостоявшихся процедур приходится на электронные аукционы по ремонту дорог, что обусловлено дорожной логистикой.


Структурные показатели состояния конкуренции в районе


Одним из основных показателей, отражающих состояние конкурентной среды, является динамика числа зарегистрированных организаций в регионе:

количество хозяйствующих субъектов в районе в динамике за последние 5 лет (табл.1).

Таблица 1

наименование

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

на

01.01.2018г.

Кол-во хозяйствующих субъектов

401

380

372

392

391

На 1000 человек

27,0

26,2

26,0

27,7

27,9

Численность населения

14826

14524

14320

14162

14000


  • количество государственных и муниципальных предприятий в динамике за последние 5 лет (табл.2):

Таблица 2

Наименование отрасли

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

На 01.01.2018г.

Сельское хозяйство

1

1

0

0

0

Производство и распределение

электроэнергии, газа и воды


0


0


0


1


1

Транспорт и связь

0

0

0

0

0

Операции с недвижимым имуществом

0

0

0

0

0

Предоставление прочих

коммунальных, социальных и персональных услуг


0


0


0


0


0

ИТОГО:

1

1

0

1

1

Таким образом, статистика демографии организаций свидетельствует об имеющемся потенциале в отрасли производство и распределение воды и достаточно развитой конкуренции в районе.

В структуре организаций по видам экономической деятельности в 2017 году наибольшие доли занимали: торговля и ремонт (23,3%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (21,2%), операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги (8,7%), обрабатывающая промышленность (8,2%), предоставление прочих видов услуг (9,2%) (табл. 3).

Таблица 3

 

Зарегистрировано

на 01.01.2018г., единиц

Общее количество, единиц

Структура, %

Юридических

лиц

Индивидуальных предпринимателей

По всем видам экономической деятельности


197


194


391


100

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство


26


57


83


21,2

обрабатывающая промышленность

19

13

32

8,2

обеспечение электроэнергией, газом и паром


1


1

0,3

водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов


4


1


5


1,3

строительство

5

4

9

2,3

торговля и ремонт

23

68

91

23,3

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания


3


9


12


3,0

транспортировка и хранение

5

18

23

5,9

деятельность в области информации и связи

2

2

4

1,0

операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги

24

10

34

8,7

государственное управление, войска и соцобеспечение

20


20

5,1

образование

19

1

20

5,1

здравоохранение и социальные услуги

18


18

4,6

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга

3


3

0,8

предоставление прочих видов услуг

25

11

36

9,2

В 2017 году официально зарегистрировано 7 организаций и 38 индивидуальных предпринимателей. Из них открылось 13 организаций с видом экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», 7 «торговля и ремонт» и 6 «деятельность гостиниц и предприятий общественного питания».

В структуре организаций (юридических лиц) по формам собственности наибольший удельный вес у частных организаций (на 01.01.18г.- 48,22%) (Табл.4).

Таблица 4


На 01.01.2018г.

На 01.01.2017г.

Всего

100,00

100,00

Государственная

12,18

13,17

Муниципальная

24,37

23,41

Частная

48,22

50,73

Смешанная российская

1,02

0,98

Прочая

14,21

11,71


Из всего вышеизложенного видим, что за последние два года увеличивается количество хозяйствующих субъектов всего и на душу населения. Основные виды деятельности в структуре организаций: сельское хозяйство; торговля и ремонт. Организациями с государственной и муниципальной собственностью в основном являются организации: здравоохранения; образования; культуры и спорта; государственное (муниципальное) управление, войска и соцобеспечение.

Следовательно, утвержденная Главой администрации МО «Новомалыклинский район» «дорожная карта» от 03.10.2016г № 549 по содействию развития конкуренции на рынках товаров и услуг по следующим направлениям: рынки услуг дошкольного образования, услуг детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования детей, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в сфере культуры, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничная торговля, туристических услуг является актуальной и на 2018 год.

Анализ достижения плановых значений контрольных показателей «дорожной карты» в 2017 году показывает, что по всем показателям достигнуты плановые значения.

На 2018 год планируется выполнение Соглашения о внедрении Стандарта развития конкуренции, заключенного между Министерством экономического развития Ульяновской области и администрацией муниципального образования «Новомалыклинский район», а также реализация План мероприятий («дорожная карта») по содействию развития конкуренции на рынках товаров и услуг в муниципальном образовании «Новомалыклинский район».

Внедрение Стандарта и развитие конкурентной среды способствует созданию необходимых условий для формирования здоровой конкуренции на рынках товаров и услуг района и постепенному сокращению доли муниципального сектора в экономике и стимулированию предпринимательской активности населения.